Перейти к основному содержанию
Состоялось заседание совета Российского союза ректоров
24 Feb, 2021

Состоялось заседание рабочей группы Российского союза ректоров

Участники заседания обсудили пути развития высшей школы в связке с наукой и бизнесом.

 

19 февраля 2021 года состоялось заседание рабочей группы Российского союза ректоров, посвящённое программе стратегического академического лидерства.

На заседании были рассмотрены аспекты академического лидерства, вопросы влияния современной науки и образования на развитие экономики страны, а также подходы к совершенствованию московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR), которые отвечали бы глобальным задачам государства и общества.

Председательствовал президент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, вице-президент Российского союза ректоров (РСР) Роман Стронгин. Он отметил, что важно конвертировать интерес работодателей к перспективным выпускникам в создание консорциума университетов и предприятий с целью обеспечения условий для занятий научной деятельностью.

Вице-президент Российского союза ректоров Роман Стронгин:

Включать студентов в эту деятельность необходимо с первых курсов обучения (и рассматривать её как создание базы для построения индивидуальной образовательной траектории), поскольку у современной жизни очень быстрый темп и высокие требования.

Он назвал рейтинг «Три миссии университета» инструментом ориентации вузов на осознаваемые обществом, отражаемые в государственных программах задачи.

Роман Стронгин также подчеркнул, что академическое лидерство зависит от обеспечения прорыва в подготовке кадров:

 

Этот прорыв напрямую связан с уровнем фундаментального образования и воспитания нового поколения креативных разработчиков технологий. Прорыв возможен только при тесном взаимодействии вузов и работодателей.

На заседании отмечалось, что улучшение кооперации вузов и работодателей является одной из задач московского международного рейтинга. Генеральный директор рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков выразил надежду на то, что университеты станут активнее использовать рейтинг как инструмент анализа рынка.

Вице-президент РАН Алексей Хохлов рассказал о необходимости привлекать к работе в академических институтах, наукоёмком бизнесе тех студентов, которые нацелены на продолжение научной карьеры.

Ректор МИФИ Михаил Стриханов предложил взять за основу федеральные и отраслевые задачи, реализуемые в сотрудничестве со значимыми работодателями (Росатом, Роскосмос, Ростех), что позволит усилить влияние вузов на экономическое развитие страны.

Ректор МАИ, руководитель Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации Михаил Погосян согласился с необходимостью укрепления сотрудничества вузов с промышленностью, расширения возможностей прохождения студенческой практики на предприятиях. Отметил он и смещение оценочного баланса многих международных рейтингов в сторону публикационной активности, а не практических достижений.

Продолжая тему, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), ректор РосНОУ Владимир Зернов предложил оценивать учёных не только по индексу Хирша, но и по вкладу в создание реальных технологий:

По индексу Хирша Борис Евсеевич Черток и Борис Викторович Раушенбах были бы на уровне средних доцентов, но созданные ими технологии стали прорывом мирового уровня и фундаментом для развития космической отрасли.

Нам так же не важно, с каким индексом Хирша создаются вакцины от коронавируса, важно, чтобы они работали.

На заседании много говорилось и о необходимости создания предметных, отраслевых и даже региональных рейтингов университетов, которые, в частности, позволили бы руководителям федеральных округов лучше представлять проблемы и потенциал местных вузов.

Ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров:

Нам необходимо понимать реальный вклад каждого университета в развитие отрасли, в социально-экономическое развитие страны и региона.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова отметила актуальность предложений рабочей группы, отражающих цели российского образования и интересы общества, и выразила заинтересованность ведомства в их реализации.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев обозначил необходимость национального рейтинга университетов. Его внедрение поможет принять новую реальность и требования к университетам, будет способствовать их развитию.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев:

Такой рейтинг должен стать репутационным инструментом продвижения российского образования и конкретных вузов, инструментом ориентации абитуриентов.

Дмитрий Афанасьев поблагодарил всех работающих над развитием и реализацией «Трёх миссий университета».

Генеральный директор RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков: 

Рейтинг «Три миссии» создавался как инструмент выстраивания национальных интересов в международном пространстве. Впервые рейтинг основывается не только на науке и образовании, но и на общественной составляющей. Особенности рейтинга — объективность данных, отсутствие экспертных опросов, а также международная поддержка, в том числе ассоциации IREG Observatory on Academic Rankings and Excellence. Рейтинг прошёл аудит PricewaterhouseCoopers.

Рейтинг охватывает не только Россию, но и страны евразийского пространства (127 университетов), СНГ (130 университетов) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это, собственно, те страны, где у нас и разворачивается реальная конкуренция.

Многие выступающие отмечали, что важно сделать рейтинг «Три миссии университетов» мерилом развития вузов и ориентации абитуриентов на постсоветском пространстве.

Владимир Зернов напомнил, что в своё время президент IREG Ян Садлак отмечал: отсутствие рейтинга вузов на постсоветском пространстве противоречит всем канонам образования. Как один из вариантов это может быть предметный, институциональный рейтинг и, конечно, рейтинг постсоветского и постсоциалистического пространства.

О необходимости продвигать рейтинг «Три миссии университетов» в регионы рассказал академик Российской академии образования (РАО) Барасби Карамурзов.

Барасби Карамурзов, академик РАО:

Рейтинг «Три миссии университета» состоялся и получил международное признание. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Сейчас очень важно пойти по пути экспансии и продвигаться в регионы — Центральная Азия, Ближний Восток, Передняя Азия, Малая Азия, Юго-Восточная Азия, Африка. Они готовы принять участие в рейтинге «Три миссии университета», поскольку понимают: рейтинги большой тройки не будут оценивать их наравне с англо-саксонскими университетами. Хотя рейтинги большой тройки и пытаются взять эти регионы под своё крыло, ведь рейтинг теперь очень эффективный и многофункциональный инструмент борьбы на образовательном сегменте мирового рынка.

Важно сделать рейтинг действительно работающим на развитие высшего образования, совершенствовать подбор индикаторов и оценку их критериев. Вторая важная и безотлагательная задача — это национальный рейтинг. Да, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, просто адаптировать глобальный рейтинг «Три миссии университета» к нашей стране. Но требуется не просто механическая адаптация, а надо учитывать многие нюансы, которые не характерны для университетов других стран. Поэтому необходимо в срочном порядке создавать национальный рейтинг. Кстати, президент страны Владимир Путин начинал формулировку задачи в своём поручении именно с Национального рейтинга.

По окончании заседания пресс-служба РосНОУ поинтересовалась:

  • Почему российские университеты не входят в топовую часть международных рейтингов?
  • Цель создания рабочей группы?
  • Какие вопросы решает Программа стратегического академического лидерства?

Сергей Киреев
Профессор НИЯУ МИФИ, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований:

Одним из значимых факторов, который ограничивает возможности наших университетов занимать высокие позиции в Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE), U.S. News & World Report и других международных рейтингах, являются используемые в этих рейтингах критерии оценки репутации университетов — экспертное мнение.  Например, в общем рейтинге QS экспертная оценка составляет 50%, в THE 33%. Сложность достижения высоких значений этого критерия заключается не только в объективных причинах, связанных с необходимостью усиления работы университета по прорывным научно-образовательным направлениями, развития интернационализации, усиления взаимодействия со СМИ и др., но и в том, что на оценку репутации университета зарубежными экспертами может влиять и политическая ситуация в мире, позиция России на международной арене и др.

Для совершенствования Московского международного рейтинга «Три миссии университета», первым предложившим учитывать наряду с наукой и образованием третью миссию университета — влияние на общество, не имеющем экспертной оценки, была создана рабочая группа Российского союза ректоров. Одной из поставленных рабочей группой задач является создание линейки предметных рейтингов, проработка вопроса о создании региональных рейтингов, что может иметь важное значение для развития мирового и российского научно-образовательного пространства, в том числе, и для постсоветского.  Это достаточно амбициозная задача, которая требует усилий экспертного сообщества не только России, но и мира.

Владимир Лобанов
Президент Кубанского государственного технологического университета, председатель совета ректоров вузов Краснодарского края и республики Адыгея, вице-президент Российского союза ректоров:

Российским союзом ректором проведена огромная работа по созданию рейтинга «Три миссии университета». В нём отражена роль вуза в обществе, что является его принципиальным отличием от других рейтингов. Но любой рейтинг должен работать. Поэтому для продвижения рейтинга «Три миссии университета» в Российском союзе ректоров создана Рабочая комиссия, в которую включены президенты и ректоры вузов. Это серьёзный шаг в продвижении рейтинга. В ближайшее время члены комиссии обобщат первые итоги работы рейтинга и внесут в неё коррективы, с учётом мнений вузовской общественности и ректорского сообщества.